Правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

Когда в инфинитиве перед -ТЬ стоит -И- , в страдательном причастии вместо нее пишется буква Е :

наклеИть – наклеИл – наклеЕННый посеЯть – посеЯл – посеЯННый увидЕть – увидЕл – увидЕННый услашАть – услышАл – услышАННый застрелИть – застрелИл – застрелЕННый расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯННый утешИть – утешИл – утешЕННый почуЯть – почуЯл – почуЯННый высмотрЕть – высмотрЕл – высмотрЕННый

Вот, собственно, и все, о чем я хотела рассказать сегодня. Конечно, с непривычки вся эта премудрость может показаться немного сложной, но я думаю, что через некоторое время ясность наступит и придет понимание сути. Вот так. Успехов вам в освоении правописания глагола!

mamaeva375.ru

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Русский язык Ниятова К.Ш.

Правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кип еть , кип ишь , след ишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помн ить , глад ить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить.

Сформулируй правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

Вниманиеattention
Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь

— Послушайте такую притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках» (слайд 2)

— В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного

-Ну, что же в путь!

Слушают.


Важноimportant
Принимают информацию

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание.


Проводит беседу о проделанной работе.

-Начнем с проверки домашнего задания. Откройте тетради. Какие глаголы прошедшего времени вы образовали от глаголов неопределенной формы

Отвечают на вопросы учителя.

Глаголы на еть (в 1-м лице ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по)беле-ть и (по)бели-ть, (о)слабе-ть , (раз)весели-ть.

5.
-ене(ть), – ени(ть).
Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на ене-ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть .

Правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени по родам

В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

беж ишь , крич ишь , по ёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотриш ь ся, завиваеш ь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Окончания глаголов в настоящем и будущем времениВ предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали.
  2. Правописание глаголов в прошедшем времениПродолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов.
  3. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
  4. Спряжение глаголовПродолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
  5. Части речи – глаголПродолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.

Правило написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени 4 класс

Оценивание

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

— А сейчас мы составим «Кластер», Что мы узнали о глаголе в прошедшем времени?

– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

– Понравилась ли вам работа на уроке?

— Оцените свою работу на уроке весенними цветочками

Красный – было трудно

Желтый – не очень

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

• Сегодня я узнал…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Проговаривает и объясняет домашнее задание.

Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!

В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),

Как лебединое крыло (сущ.).

Выполняют разбор слова по составу

Выполняют морфологический разбор слова Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое

Физкульт минутка (музыкальная)

А сейчас мы с вами отдохнем

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 234).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.

– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно,четко и ясно произносить скороговорки.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Работают в парах. Произносят скороговорки.

Правила написания безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

-Здравствуйте.

Дети здороваются с гостями

(Дату.)

Комментированная запись числа.

-Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать?..

-Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

-Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.

-Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов.

-Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время).

-Глаголы изменяются по родам (прошедшее время).

В предложении чаще всего бывают сказуемым.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II.

Написание безударных окончаний у глаголов прошедшего времени

Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть, обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е: леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на енеть и енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я: ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т.

Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

-ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

7 глаголов – исключений на –еть :

вид еть , ненавид еть , смотр еть ,

завис еть , верт еть , обид еть , терп еть

4 глагола – исключения на –ать :

гн ать , держ ать , дыш ать , слыш ать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Ты хоч ешь , беж ишь

он хоч ет , беж ит

Мы хот им , беж им

Вы хот ите , беж ите

Они хот ят , бег ут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить .

Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

Ем

Ешь

ест

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дай

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3.

Гласные перед -ва. В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва-, имеющих форму 1-го лица на ва-ю, безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть).

Однако в следующих глаголах на ва-ть (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на еть и ить .

Как правильно написать гласную букву в окончании, если оно безударное.

Тема. Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

1.Вспомним окончания глаголов I и II спряжения;

2. Используя определённый алгоритм правильно

писать глаголы с безударной гласной в личных

окончаниях.

III. Обобщение и систематизация знаний

IV.Физкультурная минутка

V.
Применение

знаний и умений

VI.

Формулирование проблемы.

1 3 3 4

Учитель предлагает задание:

Запишите указанные глаголы в форме 3 лица ед. числа в 2 столбика по спряжениям, поставьте ударение:

/спеть, засвистеть, отцвести, поговорить, заползти, поспешить,

сшить, перекричать, отнести, сотворить, свернуть, решить./

1 вариант- 1 спряжение, 2 вариант-2 спряжение

Трудно ли было определить спряжение глаголов?

Какое слово лишнее? Почему?

Как определили спряжение?

-У меня есть ещё два слова от которых я тоже прошу образовать форму глаголов 3 л. ед. числа, записать их также в столбики по спряжениям, поставить ударение.Это глаголы: сверкать и клеить ( учитель пишет их на доске)

— Чем эти слова отличаются от предыдущих?

— Какая проблема возникла?

Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: а (слышать, делать); я (сеять, лаять); е (видеть, обидеть); и (нянчить, пилить).

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс е. В этой позиции под ударением может быть только суффикс я или и (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс я пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс и — в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс я пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве.

Инфоinfo
Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете, а в форме повелительного наклонения — окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. — Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться),

· в окончаниях 2 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2.


Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Конспект урока русского языка «ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ » (4 класс))

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема : Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

-Ребята.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *